Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С
    ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
     
      ( 1. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с организованной преступностью.      
      Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ Об органах федеральной службы безопасности установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ.
      В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - Борьба с преступностью. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.
      Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.
      Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:
      1. Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.
      2. Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.
      3. Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.
      4. Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп90.
      Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики.
      Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:
      1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
      1.1. Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
      1.2. Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
      1.3. Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
      1.4. Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
      1.5. Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
      1.6. Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
      1.7. Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
      1.8. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
      1.9. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
      1.10. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
      1.11. Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
      2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
      2.1. Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
      2.2. Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
      2.3. Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
      2.4. Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
      2.5. Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
      2.6. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
      2.7. Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
      2.8. Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
      2.9. Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
      2.10. Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
      3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
      3.1. Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
      3.2. Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
      3.3. Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
      3.4. Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
      3.6. Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
      3.7. Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
      3.8. Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.
      Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.
      Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.
      Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи.
      По данному направлению можно отнести следующие меры:
1. Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.
2. Борьба с легализацией преступных капиталов.
3. Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.
4. Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.
      Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:
1. Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.
2. Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий91.
      Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.
      Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:
      1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
      2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
      3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.
      По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия92.
      4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
      5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.
      Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:
1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
5.Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.
      В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию93. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.
      Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:
      1. Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.
      2. Обмен научной и практической информацией.
      3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.
      По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.
      4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.

5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.
      Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.
      Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.
      В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.
      До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: О борьбе с организованной преступностью, О борьбе с коррупцией, Об ответственности за легализацию преступных доходов.
      Что касается законопроекта О борьбе с организованной преступностью, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.
      Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.
      Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:
* создание преступной организации и руководство ею,
* участие в преступной организации,
* организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.
      Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.
      Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.
      В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта.
      Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния.
      В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:
==> оперативное внедрение,
==> контролируемые поставки и иные операции,
==> оперативный эксперимент,
==> создание и использование предприятий, учреждений и организаций (ст. 27).
      Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.
      Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.
      Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.
      Статья 6 Закона РФ Об оперативно-розыскной деятельности позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона О борьбе с организованной преступностью, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.
      В проекте Закона РФ О борьбе с организованной преступностью предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.
      В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ Об оперативно-розыскной деятельности, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.
      Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д.
      Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью, О борьбе с коррупцией в системе государственной службы. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией от 20 января 1993 года.
      Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры94. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.
      Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе.
      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности обще-
      ства и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.
      Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:
* противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
* преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
* преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
* мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
* преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.
      Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:
      1. Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.
      2. Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.
      3. Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.
      4. Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.
      5. Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.
      6. Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.
      7. Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.
      8. Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.
      9. Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.
      10. Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.
      11. Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

    ( 2. Роль органов власти на местах в организации и
    осуществлении противодействия организованной преступности.
     
      Большое значение представляют территориальные органы власти в деле борьбы с организованной преступностью на местном уровне, так как они располагают исключительными полномочиями и возможностями по созданию организационных основ для эффективного противодействия организованной преступности на местах. Какова будет степень заинтересованности у местных органов власти в противодействии организованной преступности, такова будет и степень этого противодействия.
      Итак, каким же образом могут местные органы власти повлиять на борьбу и уничтожение этого злокачественного социально-опасного явления?
      Законодательные и исполнительные органы власти, прежде всего, должны совместными усилиями разработать и принять территориальную (местную) программу борьбы с организованной преступностью, с последующей ее практической реализацией.
      Органам власти на местах следует изучать и анализировать новые тенденции организованной преступности, а также формулировать задачи и приоритетные направления правоохранительной деятельности.
      Уголовная политика на местном уровне зависит от государственной и служит средством ее конкретизации и реализации с учетом местных особенностей. Местные органы власти должны в полной мере осознать организованную преступность как неотъемлемый элемент любого цивилизованного общества и перейти от идеологии борьбы к целевой установке защиты населения и каждого гражданина в отдельности от противоправных посягательств со стороны организованной преступности.
      Территориальные органы власти должны осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение правоохранительной деятельности. Развивать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью. Заниматься координацией профилактической работы правоохранительных органов с медицинскими, педагогическими, психологическими и иными учреждениями и службами, а также общественными организациями. Например, в разработке антинаркотической региональной программы в Санкт-Петербурге принимают участие ОКНОН, ГУВД, служба главного нарколога города, институт социологии РАН, средства массовой информации, а также общественные организации - фонд Возрождение и православное антинаркотическое братство Новые Паломники95. Также местным органам власти необходимо разработать и реализовать ряд целевых программ по профилактике отдельных видов преступлений, которые как правило совершает организованная преступность. Наряду с органами власти определенный вклад в дело борьбы с организованной преступностью могут внести органы местного самоуправления. Это может быть достигнуто:
==> путем использования ими полномочий по наведению правопорядка на подведомственной им территории;
==> управлением муниципальной собственностью,
==> утверждения и исполнения местного бюджета,
==> осуществления своей деятельности в социальном секторе.
      Непосредственное противодействие в деле борьбы с организованной преступностью осуществляют органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по противодействию организованной преступной деятельности на данной территории.
      Их особая роль в этом деле определяется полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно - процессуальной деятельности, наличием в структуре спецподразделений, сформированных и сориентированных на борьбу с организованной преступностью.
      Местные органы внутренних дел вносят решающий вклад в дело борьбы с организованной преступностью путем предотвращения и пресечения противоправной деятельности организованных преступных групп и сообществ.
      Наряду с этими они должны проводить работу, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению различных видов преступлений местными преступными группами и сообществами. Основной задачей территориальных правоохранительных органов должно быть выявление и привлечение к уголовной ответственности лидеров местной преступной среды, так как они являются основными ее идеологами и создателями, определяют приоритетные направления противоправной деятельности преступных групп и сообществ.
      Для успешной борьбы с организованной преступностью на местном уровне, территориальные власти должны использовать комплекс самых различных мер, так как она является детищем совокупности отрицательных факторов, существующих в разных сферах.
      Такие меры могут быть:
      ==> экономическими,
      ==> политическими,
      ==> социальными,
      ==> организационно - управленческими,
      ==> культурно - воспитательными,
      ==> правовыми.
      Экономические меры - насыщение рынка товарами массового спроса, развитие производства на основе современных технологий, осуществление инвестиционной стратегии, справедливое распределение собственности, повышение уровня жизни населения, укрепление территориальной финансовой системы, снижение инфляции на местном уровне. Улучшение работы по устранению обстоятельств экономического характера, способствующих совершению экономических преступлений..
      Политические меры - укрепление демократических ценностей и всех ветвей власти на территориях, реализация политической воли, противостояние социально негативным явлениям и процессам. Принять решение органами власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в области общественной безопасности и охраны правопорядка.
      Социальные меры - защита интересов малообеспеченных слоев населения, устранение резкого социального расслоения общества, жизненное устройство беженцев и вынужденных переселенцев, безработных, устранение негативных последствий безработицы и вынужденной миграции людей и т.п.
      Организационно-управленческие меры - координация деятельности субъектов противодействия организованной преступности.
  Культурно-воспитательные меры - разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра, справедливости, законов высокой нравственности, устранение моральной деградации населения, а также насилия и жестокости.
      Правовые меры - право является эффективным регулятором социального развития всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормами конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляется правовой порядок, который по своей сути противостоит организованной преступности, может оказывать влияние на устранение причин и условий, порождающих организованную преступность.
      Одним словом, использование права будет способствовать правомерному потенциалу всего общества. Значение уголовного права для правового регулирования борьбы с организованной преступностью определяется прежде всего тем, что его нормами очерчивается круг деяний, запрещенный под угрозой уголовной ответственности.
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
      Для российского общества, организованная преступность несомненно новое явление, о котором раньше было известно только специалистам-криминологам и хранилось в строгом секрете от общества. Эпоха перестройки предоставила отличную возможность организованной преступности проявить себя во всей красе. Открытое проникновение этого социально-правового явления в общество не могло пройти для общественного сознания не замеченным. Настоящее исследование показывает, что организованная преступность существует, и даже более того завоевала свою легитимность в обществе, процесс легализации (огосударствления) организованной преступности о котором отмечали Л.Д. Гаухман и В.С. Овчинский, очевиден.
      Необходимо сказать еще раз, что организованная преступность представляет собой наиболее опасную форму проявлений криминальной деятельности, так как устремлена на завладение контроля во всех областях жизнедеятельности общества и государства. Противоправная деятельность организованной преступности направлена на уничтожение устоев государственной власти и подрыв общественной безопасности. В связи с этим необходимо предпринять самые жесткие меры по противодействию организованной преступной деятельности и в самые короткие сроки, так как наша страна в настоящее время находится в катастрофической криминальной ситуации, которая четко проявляется:
==> в стремительном проникновении организованной преступности в официальную власть,
==> воздействи на те или иные общественные отношения вполне легитимным путем, а впоследствии может и легальным,
==> в наглом и безнаказанном убийстве неугодных ей лидеров общественной и политической жизни.
      Государственная власть в настоящее время серьезно поражена коррупцией. Сегодня уже каждый может без особого анализа сказать, что государственные чиновники нижних и верхних этажей действуют совместно с организованной преступностью, оказывая ей те или иные услуги и предоставляя различные поблажки, а также подменяя функции друг друга. И все это происходит потому, что у власти находятся политические бездари и проходимцы, порожденные тоталитарной коммунистической системой, прикрывающихся демократическими принципами и их пустым декларированием. Только поэтому до сих пор вся страна сидит в никуда не плывущей лодке, да к тому же продырявленной насквозь, которая вот-вот пойдет ко дну.
      Первое, что предлагается сделать по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью - это принять следующие нормативные акты: Закон О борьбе с организованной преступностью, О мерах против организованной преступности, О борьбе с коррупцией, Об ответственности за легализацию преступных доходов, ратифицировать международную конвенции. Об ответственности за легализацию преступных доходов. В уголовный кодекс ч.3 ст. 210 УК РФ, уместно было бы внести дополнительно квалифицирующие признаки, аналогичные ст. 5 Проекта Закона О борьбе с организованной преступностью.
      Федеральным органам власти необходимо издать нормативный акт, запрещающий вывоз капитала за границу.
      Необходимо изменить ст. 193 УК РФ невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. В этой статье следует исключить термин в крупном размере. Это обусловлено тем, что оседание на зарубежных счетах валюты в менее крупном размере (а согласно закона крупный размер составляет не менее 10000 минимальных размеров оплаты труда) не сохранит валютные запасы России, а, наоборот, и в дальнейшем будет причинять экономический ущерб государству.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Закон РФ. Об оперативно-розыскной деятельности в РФ. //Российская газета. М. 1995. 18 августа.
4. Закон РФ. Об органах федеральной службы безопасности в РФ. //Российская газета. М. 1995. 12 апреля.
5. Андрющенко Е. Г. Умение жить. //Литературная газета. М. 1986. 7 мая.
6. Антонян Ю. М. Пахомов В. Д. Организованная преступность и борьба с ней. //Советское государство и право. М. 1989. № 7.
7. Андреев А.П. О некоторых факторах латентности организованной преступности. //Летентная преступность, познание, политика, стратегия. Сборник материалов международного семинара. М. 1993.
8. Асанов В.В. Квалифицирующие признаки преступных формирований. //Вопросы правоохранительной деятельности, сборник научных трудов. Волгоград. 3. 1996.
9. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М. 1994. //Сборник научных трудов.
10. Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью. //Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998.
11. Бобровский И. Правовых средств для борьбы с организованной преступностью достаточно. //Вопросы правоохранительной деятельности, сборник научных трудов. Волгоград. 3 1996.
12. Белоусов В.Н. Гаджиев Н.Б. О совершенствовании борьбы с организованной преступностью и коррупцией. //Совершенствование борьбы с преступностью в условиях Дальнего Востока. Хабаровск. 2. 1997.
13. Воронин Ю.А. Русская мафия за рубежом мифы и реальность. // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998.
14. Вощанов П. С. Звездный час проходимцев. //Комсомольская правда. М. 1994. 22 ноября.
15. Васильев В. Преступные сообщества распадутся если разрушить их финансово-экономическую базу. //Защита и безопасность М. 1998. №1.
16. Винокуров С.И. Некоторые проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере экономики. //Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку. Ч.2. СПб. 1994.
17. Говорухин С. Великая криминальная революция. М. 1994.
18. Гуров А. И. Красная мафия. М. 1995.
19. Гуров А. И. Жигарев Е. С. Яковлев Е. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами. М. 1992.
20. Гуров А. И. Организованная преступность не миф, а реальность. М. 1992.
21. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М. 1993.
22. Ерин В. Глобальный план ООН по борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Международная жизнь. М. 1995. №3.
23. Зацепин М.Н. Безопасность предпринимательства и организованная преступность. // Российский юридический журнал. М. 1997. №3.
24. Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Организованная преступность и борьба с ней. Владивосток. 1995.
25. Крапивин С. П. Теневая экономика выходит из тени. //Аргументы и факты. М. 1989. № 37.
26. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М. 1996.
27. Логинов Е. Борьба с Российской организованной преступностью: международный аспект. //Законность. М. 1998. №7.
28. Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. //Государство и право. М. 1996. №4
29. Маевский В. Организованной преступности можно противостоять. //Следователь. М. 1996. №1.
30. Маслов Г.Ф. Теоретические вопросы совершенствования борьбы с организованной преступностью. //Совершенствование борьбы с преступностью в условиях ДВ. Ч.2. Хабаровск. 1997.
31. Маслов Г.Ф. Региональная организованная преступность и противодействие ей в условиях Дальнего Востока. Хабаровск. 1998.
32. Никифоров А. Что делать с организованной преступностью? //Законность. М. 1994. №4.
33. Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. //Сборник научных трудов.
34. Организованная преступность ч.1. М. 1989.
35. Организованная преступность ч.2 М. 1993.
36. Организованная преступность ч.3 М. 1996.
37. Организованная преступность ч.4 М. 1998.
38. Подлесских Г. Ю.Терешонок А. Я. Воры в законе: бросок к власти. М. 1994.
39. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1993. //Сборник научных трудов.
40. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцие. М. 1995. //Сборник научных трудов.
41. Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. М. 1995.
42. Росс Д. Российская экономика в тупике. //Вопросы экономики. М. 1994. №3.
43. Селезнев М. Эксперимент или провокация. //Российская юстиция. М. 1996. №5.
44. Смирнов Г. Г. Организованная преступность и меры по ее предупреждению. М. 1995.
45. Сухарев А. Я. Доклад на II съезде народных депутатов СССР. //Правда. М. 1989. 23 декабря.
46. Тихомиров Ю. Проблемы борьбы с организованной транснациональной преступностью. //Законность. М. 1995. №1.
47. Учебник криминологии. Под ред. проф. Кузнецовой Н.Ф. М. Зерцало. 1998.
48. Шабалин В.А. Организованная преступность в России: взгляд из Америки. //Государство и право. М. 1996. №1.
49. Щекочихин Ю. С. русская мафия нашла во Франции вторую родину. //Известия. М. 1995. 16 февраля.
50. Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М. 1995.

1 Статья. 2. Проекта Закона РФ. О борьбе с коррупцией. //Организованная преступность. Часть 2. М. 1993. С. 300.
2 Гуров А. И. Красная Мафия. М. С. 21.
3 Кувалдин В. П. Криминальная тактика противодействия организованных преступных структур правоохранительным системам. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 37.
4 Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция, кто кого? //Российская газета. М. 1998. С. 4.
5 Иванов С. Ю. //Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 56.
6 Гуров А. И. Организованная преступность не миф, а реальность. М. 1992. С. 23.
7 Данные МВД РФ. //Организованная преступность. Часть 2. М. 1993. С. 257.
8 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Организованная преступность и борьба с ней. Владивосток. 1995. С. 6.

9 Гуров А.И. Красная мафия М. 1995. С. 94.
10 Гуров А.И. Указ работа С. 94.
11 Там же. С.95.
Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М. 1990. С. 80.

12 Гуров А. И. Красная мафия. М. 1995. С. 97-100.
13 Гуров А.И. Указ. Работа С. 99.
14. Там же С. 101.
15 Там же. С. 102.
16 Гуров М.И. Указ. Работа. С. 102.
17 Там же. С. 103.

18 Никитин А.Н. //Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М. 1994. С. 48.
19 Антониан Ю.М., Пахомов В.Д. Организованная преступность и борьба с ней. // Советское государство и право. М. 1989. С. 66.
20 Гуров А.И. Указ. Работа. С. 47.
21 Там же. С.47.
22 Гуров А.И. Указ. Работа. С.48.
23 Антониан Ю.М., Пахомов В.Д. Указ. Работа. С. 67.
24 Гуров А.И. Указ. Работа. С. 49.
25 Андрющенко Е.Г. Умение жить. //Литературная газета. М. 1986. 7 мая С. 5.
26 Гуров А. И. Указ. Работа. С. 15.
27 Там же. С. 17.

28 Гуров А. И. Указ. Работа. С. 17.
29 Гуров А. И. Жигарев Е. С. Яковлев Е. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами. М. 1992. С. 32.

30 Гуров А. И. Жигарев Е. С. Яковлев Е. И. Указ. Работа. С. 33.
31 Сухарев А. Я. из доклада на втором съезде народных депутатов СССР. //Правда. М. 1989. 23 декабря. С. 4.
32 Крапивин С. П. Теневая экономика выходит из тени. //Аргументы и факты. М. 1989. № 37. С. 4.
33 Ванюшкин С.В. //Организованная преступность. 2. М. 1993. С. 25.
34 Овчинский В.С. //Организованная преступность. 2. М. 1993. С. 66.
35 Корчагин А.Г., Номоконов В.А. Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней. Владивосток. 1995. С. 26.
36 Росс Д. Российская экономика в тупике. // Вопросы экономики. М. 1994. №3. С. 23.
37 Корчагин А.Г., Номоконов В.А. Шульга В.И. Указ. Работа. С. 27.

38 Гаухман Л.Д. //Актуальные проблемы теории и практики, борьбы с организованной преступностью в России. М. 1994. С. 29.
39 Смирнов Г. Г. Организованная преступность и меры по ее предупреждению. М. 1995. С. 20.
40 Гаухман Л. Д. Указ. Работа. С. 30.
41 Тимофеев Л. И. // Совершенствование законодательства о борьбе с преступностью в период становления рыночной экономики. М. 1993. С. 34.

42 Вощанов П. С. Звездный час проходимцев. //Комсомольская правда. М. 1994. 22 ноября. С. 4.
43 Крчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Указ. Работа. С. 11.
44 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 11.
45 Там же. С. 95.
46 Там же. С. 11.
47 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 11-12.
48 Смирнов Г. Г. Организованная преступность и меры по ее предупреждению. М. 1995. С. 18.

49 Бевза С. М. //Организованная преступность. 2. М. 1993. С. 148.
50 Ванюшкин С. В. //Организованная преступность. 2. М. 1993. С. 106.

51 Гуров А. И. Красная мафия. М. 1995. С. 317.
52 Там же. С. 324.

53 Гуров А. И. Указ. Работа. М. 1995. С. 324-325.
54 Ванюшкин С. В. //Организованная преступность. 2. 1993. М. С. 109.
55 Зобов В. Е. Колосов Б. В. //Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 25.
56 Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Указ. Работа. С. 14.
57 Зацепин М.Н. Безопасность предпринимательства и организованная преступность // Российский юридический журнал. Екатеринбург. 1997 №3. С. 75.
58 Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Указ. Работа. С. 14.
59 Там же. С. 14.
60 Смирнов Г. Г. Указ. Работа. С. 22.
61 Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М. 1995. С. 16.
62 Логинов. Е. Борьба с российской организованной преступностью: международный аспект. // Законность. М. 1998 №7. С. 36.
63 Маслов Г.Ф. Региональная организованная преступность и противодействие ей в условиях Дальнего Востока. Хабаровск. 1998. С. 17.
64 Там же. С. 17.
65 Максимов С. //Уголовное право М. 1998. №1 С. 91.
66 Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Указ. Работа. С. 19.
67 Гуров А. И. Указ. Работа. С. 325.
68 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 20.
69 Там же. С. 20.
70 Корчагин А.Г. Номоконов В.А. Шульга В.И. С. 20.
71 Ванюшкин С.В. Указ. Работа. С. 110.
72 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ Работа. С. 20.
73 Щекочихин Ю. С. Русская мафия нашла во Франции вторую родину. //Извстие. М. 1995. С.2.

74 Маслов Г.Ф. Региональная организованная преступность и противодействие ей в условиях Дальнего Востока. Хабаровск. 1998. С. 34-48
75 Там же. С. 35.
76 Маслов Г.Ф. Региональная организованная преступность и противодействие ей в условиях Дальнего Востока. Хабаровск. 1998. С. 36-37.
77 Маслов Г.Ф. Указ. Работа. С. 38.
78 Там же. С. 40.
79 Маслов Г.Ф. Указ. Работа. С. 42.
80 Там же. С. 44-45.
81 Маслов Г.Ф. Указ. Работа. С. 46.
82 Там же. С. 47.
83 Там же. С. 52.

84 Маслов Г.Ф. Указ. Работа. С. 52.
85 Там же. С. 49.
86 Маслов Г.Ф. Указ. Работа. С. 53-54.
87 Там же. С. 60.

88 Маслов Г.Ф. Указ. Работа. С. 61-62.
89 Максимов С. Указ. Работа. С. 97.

90 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29.

91 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28.
92 Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47.
93 Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.
94 Росс Д. Указ. Работа. С. 27.

95 Совершенствование законодательства о борьбе с преступностью в период становления рыночной экономики. СПб. 1997.






                                                               Предыдушая страница       Следующая страница

 

 

 

Хостинг от uCoz